Стихи пейзажной лирики пушкина

Источник: Пейзажная лирика О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии: Свободен, вновь ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум. В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных поэтических жанрах и произведениях. В это время его лирика ещё во многом подражательна. Подра­жателен и пейзаж в стихи пейзажной лирики пушкина этого периода. Непременным условием творчества поэт считает свободу. Пушкин уже к сем­надцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с та­кими маститыми светилами, как Державин, Капнист. Поэтические строки Пуш­кина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется неза­метным, что мы сами говорим на этом языке. Их твор­чество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание. Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзаж. В разные пе­риоды своего творчества Пушкин по — разному изображал природу. На протя­жении всего творческого пути функция пейзажа в его лирических произведе­ниях усложнялась. Находясь в южной ссылке, Пушкин посвятил немало стихотворных строк описанию южной природы. Пока это только крымский морской пейзаж. Позже, побывав на Кавказе, Пушкин создаёт серию стихотворений с изображением Кавказской горной природы. Стихотворения с южным пейзажем связаны в творчестве Пушкина с романтизмом. Пушкин — романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией. Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт: Взыграйте ветры, взройте воды. Где ты, гроза — символ свободы? Промчись поверх невольных вод. Туда, где за тучей белеет гора. Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляет лишь ветер. Это стихотворение символично, стихи пейзажной лирики пушкина нём присутствуют все романтические символы свободы: гора, море, орёл, ветер. Стихи пейзажной лирики пушкина символизирует земное су­ществование человека, тоскующего по романтическому идеалу. Лирический ге­рой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской сти­хией, океаном, не смог стать таким же свободным: Ты ждал, ты звал. В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания ли­рического героя связаны с южным пейзажем. Ро­мантическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина изобра­жаются на стихи пейзажной лирики пушкина южной экзотической природы. Для Пушкина природа была источником вдохновения, в его поэзии есть описание всех времен года. Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гар­монии мира, природы, человеческих отношений. В раннем творчестве Пушкина мы находим пейзаж, который описывался в основном поэтически, с характерными условными образами. Времена года его не оформлены в самостоятельную тему. Пейзаж в таких стихотворениях порой является символическим фоном для стихи пейзажной лирики пушкина лирического героя. Более поздняя поэзия Пушкина реалистична, поэтому в описании пейзажа неизменно есть детали, указывающие на время года. В поэзии Пушкина яркими красками нарисованы лето, осень, зима, весна. После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается тяготение стихи пейзажной лирики пушкина реализму. Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описа­нием русской природы. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно раз­делить на осенний и зимний; зимний — на ночной и утренний; осенний — на ро­мантический приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический. Это позволяет Пушкину показать своё глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. От­ношение поэта ко всем временам года можно найти именно в этом стихотворе­нии. Оно содержит почти все мотивы пейзажной поэзии художника слова, по­священной разным временам года. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева, Играет на лице ещё багровый цвет, Она жива ещё сегодня, завтра нет. Пушкин воспринимает осень как гибель, но поэт говорит, что гибель тоже может быть красивой. Именно из-за тихой красоты, которая пробуждает все самое лучшее в человеке, Пушкин любит осень больше, чем другие времена года. С увяданием природы осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чув­ствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить: Я забываю мир — и в сладкой тишине, Я сладко усыплен моим воображением, И пробуждается поэзия во мне. Что же нравится ему в зиме? Все эти мотивы развиты Пушкиным в поэтических текстах, посвященных зиме. Стихотворения с зим­ним утренним пейзажем могут быть оптимистические, жизнеутверждающие; лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и раду­ется жизни: Под голубыми небесами Великолепными коврами. После чудес­ного дня наступает ясная зимняя ночь. Оба текста проникнуты одним и тем же настроением. В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становиться тоже философ­ским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лириче­ского героя. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли в многолюдный храм, Сижу ль средь юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Так начинается одно из самых блистательных стихи пейзажной лирики пушкина Пушкина. Музыкальное повторение у и ли не кажется нарочитым, но стихи пейзажной лирики пушкина особую ме­лодию стиха, всецело подчиняемую общей идее произведения. Лирический герой размышляет о бренно­сти земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. При­рода выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, в смене времен года. Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен. Природа безучастна, у неё нет души, а каждый человек — это неповтори­мая индивидуальность. Поэта мучает мысль о скоротечности жизни, о том, что на смену ему придут новые поколения и он, возможно, будет забыт. Эта пе­чальная мысль развивается на протяжении нескольких строф, но затем, по мере стихи пейзажной лирики пушкина как она уступает место философскому примирению с действительностью, меняется и звуковой настрой стихотворения. Элегическая протяженность исче­зает, последние строки звучат торжественно и спокойно, лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естеством природы: И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. Удиви­тельно точно воспроизводится тряска дорожного экипажа: Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком? Когда читаешь стихотворение «Обвал», невольно приходит на память гулкое горное эхо, возникают в воображении стихи пейзажной лирики пушкина очертания скал и обры­вов:. И ропщет бор, И блещут средь волнистой мглы Вершины стихи пейзажной лирики пушкина. Идиллистическое описание природы призвано подчерк­нуть ужас рабства и произвола непосвященных помещиков. Стихотворение ус­ловно можно разделить стихи пейзажной лирики пушкина две части. По тону первой части ничто не предвещало взрыва негодования. Но вторая часть стихотворения несет антикрепостническую направленность. Этот выбор момента чрезвычайно характерен для отношения Пушкина к природе. Поэзия бури была понятна Пушкину, как и поэзия человеческих страстей, но едва ли не дороже была его душе ясная красота покоя. Пора миновалась, Земля освежилась и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. Уже неоднократно, почти по поводу каждого стихотворения, приходи­лось указывать на замечательную красоту и безыскусственность изображения, столь характерных для творчества Пушкина вообще. Обыкновенно Пушкин ри­сует известную картину путем простого перечисления ее отдельных элементов стихи пейзажной лирики пушкина признаков. Блеснули долы, холмы, нивы, Вершины рощ и волны рек, Раздался утра шум игривый, И пробудился человек. Простота художественных приемов Пушкина сказывается также в самом выборе стихи пейзажной лирики пушкина и поэтических метафор, при помощи которых поэт придавал своей картине яркость изобразительность. Их отличительная черта стихи пейзажной лирики пушкина точность и объективность; в большинстве случаев они передают непосредственное зри­тельное впечатление, сообщая ему особенную наглядность. Изредка Пушкин прибегает к обычному у поэтов приему одушевления природы путем перенесения на нее человеческих чувств, страстей, стремлений, когда на нее переносятся черты человеческой психологии, когда неодушевлен­ная природа наделяется разумом, волей, страстями. Стих особенно выразительный благодаря своей звукоподражатель­ности. Пушкин тяготеет к простому, скромному русскому пейзажу, с его неяр­кими красками, с его широким и плоским простором, от которого веет каким-то эпическим спокойствием и сладкой грустью. С какой любовью изображает Пушкин эти задумчиво — грустные картины родного края: На небе серенькие тучи, Перед избой соломы кучи, Да пруд под сенью ив густых Раздолье уток молодых. У Пушкина природа, скромная и такая простая на вид, засверкала всеми яркими красками. Пушкин учит любить и утреннюю свежесть весны, и очаро­вание русской золотой осени, и великолепные зимние снежные покровы. А лю­бовь к природе пробуждает в нас любовь к родному краю и к Родине. Поэзия Пушкина обладает удивительным даром. Она как живительный бальзам воздействует на человека. Стихотворения Пушкина мы знаем с юных лет, но только через какое-то время, иногда много лет спустя, мы открываем для себя заново сказочный мир его поэзии и не устаем поражаться стихи пейзажной лирики пушкина кристальной чис­тоте, ясности, стихи пейзажной лирики пушкина. Поэзия Пушкина вечна, ибо она обращена ко всему прекрасному в человеке. Все состояния природы описаны Пушкиным в поэтических текстах, по­тому что каждое время года совпадало у поэта с определенным состоянием души, которое автор мастерски облекал в слова. Таким образом, пейзаж в лирике Пушкина проходит сложную эволюцию, он связан непосредственно с стихи пейзажной лирики пушкина периодами творчества поэта. В стихо­творениях лицейского периода, подражая известным авторам, молодой Пушкин пробует себя в создании идиллического и оссианического пейзажей. В период увлечения поэтом романтическими идеалами пейзаж в стихотворениях тоже превращается в романтический, он часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя. В Михайловский период Пушкин реалистиче­ски изображает русскую природу, утверждая реализм в своем творчестве. Трудно назвать другого поэта, лирика которого была бы настолько насы­щена философскими раздумьями, как лирика Пушкина. Стремление охватить действительность во стихи пейзажной лирики пушкина ее многообразии, постичь глубины жизни обусловило многоплановость, многозначность стихотворений Пушкина. В поздней лирике Пушкина пейзаж выполняет символическую и философскую функции, помогая поэту в выражении своей особой философской позиции. Использование материалов сайта допускается только с установкой ссылки на данный сайт.

Официальный сайт электронной библиотеки
mebelcaleydoskop.ru © 1999—2016 Электронаая библиотека