Теория позитивного права

Вопрос о понятии права не имеет однозначного решения ни в мировой ни в отечественной юриспруденции. В настоящее время данный вопрос относится к числу наиболее актуальных в отечественной ТГП. К теория позитивного права времени в мировой юриспруденции сложилось несколько теорий понимания права. К наиболее важным теориям, на которые нужно обратить внимание, относятся: - теория естественного права; - историческая школа права; - юридический позитивизм; - нормативизм; - социологическая теория права; - психологическая теория права; - марксистско-ленинская теория права. Посмотрим, что же говорят эти теории о понятии права. Наиболее видными ее представителями являются Зародилась в Древней Греции и Древнем Риме, но основное распространение получила в ХVII-ХVIII веках. Во второй половине Теория позитивного права в. В настоящее время имеет значительное распространение в отечественной юриспруденции. Основная идея теории естественного права состоит в том, что в обществе наряду с позитивным правом, которое создается государством, существует и так называемое естественное право, которое не создается никем, а возникает само по себе и вытекает либо из природы человека, либо из природы вещей, либо из универсального вселенского порядка. Позитивное право - это законы, нормы, которые устанавливаются или санкционируются, т. Естественное же право - это неписаное право, теория позитивного права "живет" в сознании людей, в их представлениях о добре, свободе, справедливости, о естественных, неотъемлемых правах, свойственных человеку от рождения праве на жизнь, свободу, равенство, частную теория позитивного права и т. Государство не может посягать на естественные права человека и должно их уважать. Поскольку естественное право трактовалось как право, складывающееся в обществе само по себе, оно считалось единственно правильным и рассматривалось в качестве критерия позитивного права. С точки зрения сторонников теории естественного права позитивное право только тогда может считаться правом, когда оно основывается на естественном праве и соответствует ему. Исходя из этого, теория естественного права различает право и закон. Она не теория позитивного права право к закону, установленному государством, поскольку последний может и не соответствовать естественному праву. Её основоположниками являются немецкие юристы Сформировалась она в конце Х VIII-начале ХIХ вв. Основное внимание уделяла вопросам возникновения истории права. Говоря о праве, создатели исторической школы права считали, что действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства. Право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, не дано Богом, а создается, складывается постепенно путем самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом. Право — это, прежде всего, исторически сложившиеся правовые обычаи, произрастающие из глубин народного сознания, из недр национального, народного духа. Что же касается предписаний государства, то теория позитивного права составляют позитивное право, которое производно от права обычного и способно лишь помочь его упорядочению. Основные его представители - Возник в середине Х IХв. Юридический позитивизм отвергал идею естественного права, считая её заблуждением. Для него право - это только позитивное право, т. А так как эти нормы закрепляются теория позитивного права в издаваемых государством нормативных актах, законах, то право и есть законы, установленные государством. Причем, какими бы ни были эти законы, демократическими или недемократическими, гуманными или негуманными, справедливыми или несправедливыми, они теория позитивного права равно являются правом, поскольку теорию юридического позитивизма нравственное или какое-либо другое содержание законов совершенно не интересовало. Близким юридическому позитивизму по духу является нормативизмосновоположником которого считается Нормативизм возник в первой половине ХХ в. С точки зрения нормативизма право - это сфера долженствования, это ступенчатая система, пирамида норм, содержащих правила должного поведения и закрепленных в законах иных официальных актах государства. Вершину этой пирамиды составляет некая гипотетическая основная норма, которая принимается теория позитивного права за исходную для обоснования всего правопорядка. Из основной нормы вытекают все остальные нормы права, вплоть до так называемых индивидуальных норм, создаваемых судебными и административными органами при решении конкретных дел. Вследствие этого право трактуется как замкнутая регулятивная система, в которой нормы находятся в строгой иерархии соподчинении и каждая норма приобретает обязательность благодаря только тому, что соответствует норме более высокой силы. Социологическая теория права социологическая юриспруденция. Наиболее видными ее представителями являются Зародилась во второй половине ХIХ в. Различные направления этой теории сходятся в том, что право не следует сводить к нормам, выраженным в законах государства. Более того, отдельные ее представители вообще не считают нормы законов правом. С точки зрения социологической юриспруденции право необходимо искать в самих общественных отношениях. Оно есть не что иное, как сложившийся в обществе порядок, сеть конкретных правоотношений и действия их участников. Это так называемое "живое" право, которое нужно отличать от "мертвого" закона. И поскольку закон может не выражать права, судьи и другие должностные лица, применяя закон при решении конкретных дел, вправе его исправлять, корректировать и, опираясь на "живое" право, решить дело по своему усмотрению. Отыскивая право в самих общественных отношениях, они затем закрепляют его в своих решениях, в связи с чем право, как таковое, получает реальное выражение в судебных и административных решениях. Кроме того, социологическая юриспруденция считает, что право получает реальное выражение также в правилах, которые фактически и независимо от государства складываются в деятельности различных объединений людей. Ее родоначальником считается русский ученый Возникла в начале ХХ века. Теория позитивного права этой теории право является элементом человеческой психики. Оно есть определенные психические переживания, правовые эмоции теория позитивного права. Петражицкий подразделял право на позитивное интуитивное. К позитивному он относил право, выраженное в определенных внешних источниках законах, кодексах, обычаях и т. По мнению Петражицкого интуитивное право есть там, где существуют так называемые императивно-атрибутивные переживания, т. Интуитивное право по отношению к позитивному праву обладает приоритетом и является теория позитивного права его преобразования, ибо теория позитивного права эмоции при определенных условиях объективируются в нормах позитивного теория позитивного права. Кроме того, Петражицкий различал право официальное и неофициальное. Под первым он подразумевал право, которое применяется и поддерживается государственной властью, под вторым - право, которое создается теми или иными социальными группами независимо от государства. По сути дела и Петражицкий, и его последователи отождествляли право с правосознанием, с той его частью, которая относится к правовым чувствам, эмоциям, переживаниям людей. Возникла в середине ХIХ в. С точки зрения марксистско-ленинской теории, право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право теория позитивного права определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа в социалистическом обществе и выступают в качестве регуляторов общественных отношений. Итак, каждая из рассмотренных теорий, как это теория позитивного права показаться на теория позитивного права взгляд, по-своему трактует вопрос о понятии права. Вместе с тем, если обобщить положения и выводы этих теорий в данном вопросе, то можно установить, что одни теории юридический позитивизм, нормативизм, марксистско-ленинская теория правом считают юридические нормы, другие социологическая юриспруденция - правовые отношения, а третьи теория естественного права, историческая школа права, психологическая теория права - правовое сознание. Вследствие этого в юридической науке сформировалось три подхода в понимании права: нормативный, социологический и теория позитивного права его называют также философским. Согласно нормативному подходу право - это нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством, теория позитивного права. Причем такие нормы считаются правом теория позитивного права от того, что в них закрепляется. С точки зрения социологического подхода право - это сами общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе их общения друг с другом и теория позитивного права в качестве правоотношений. Наконец, сторонники нравственного подхода видят право прежде всего в представлениях людей о свободе, равенстве, справедливости, естественных правах человека. Для них право - это не столько нормы, установленные государством, не столько его теория позитивного права, сколько естественное право, которое складывается в обществе независимо от государства. В современной отечественной науке нет какого-то единого подхода в понимании права. И хотя в теория позитивного права литературе, да и в учебниках по теории государства и права, преобладает в настоящее время нравственный подход, не остались в стороне нормативный и социологические подходы. В этой связи следующий вопрос будет изложен с использованием не только нравственного, но и других подходов, которые, как представляется, нельзя отбрасывать, говоря о понятии права.

Официальный сайт электронной библиотеки
mebelcaleydoskop.ru © 1999—2016 Электронаая библиотека